пятница, 20 июля 2018 г.

Адаптация пятиклассников в основной школе

ПЯТИКЛАССНИКИ 
 
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
 
Признаки успешной адаптации:
  •  ›удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ›ребенок легко справляется с программой;
  • ›степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • ›удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
 
 Признаки дезадаптации:
  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 
  • ›стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 
  • ›нежелания выполнять домашние задания.  
  • ›негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 
  • ›жалобы на те или иные события, связанные со школой. 
  • ›беспокойный сон. 
  • ›трудности утреннего пробуждения, вялость. 
  • ›постоянные жалобы на плохое самочувствие.  
Чем можно помочь ? 
  1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. 
  2. ›Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. 
  3. ›Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. 
  4. ›Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. 
  5. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. 
  6. ›Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. 
  7. ›Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. 
  8. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Как относиться к отметкам?
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах
хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться,
чтобы быть в ваших глазах хорошим. 
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок.
Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он
сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. 
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего
душевного спокойствия. 
 Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради
положительного результата в виде высокой отметки.  
 

КАК РАЗВИТЬ У РЕБЁНКА ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ?


В наше время дети часто попросту не хотят читать. Зачем? Ведь есть альтернатива в виде телевизора, компьютерных игр, планшета. Дети порой владеют гаджетами лучше, чем взрослые. Они не видят смысла тратить время на чтение книг, когда можно даже обучаться в игровой форме. Но книги дают очень многое – они пополняют словарный запас, учат грамотно говорить, писать. Но не стоит обвинять во всем технику. В том, что дети мало читают, есть вина и взрослых. И с нашей стороны это возможно исправить. Итак, как же развить в ребенке интерес к книгам?



* Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
* Будьте главным заразительным примером для ребенка – читайте сами.

* Читайте ребенку книги, соответствующие его возрасту, интересные по содержанию. Учитывайте познавательные интересы вашего ребенка, /если ребёнок любит животных, читайте о них/

* Регулярно посещайте библиотеку, привлекайте ребенка к самостоятельному выбору книг (в библиотеке, книжном магазине), спрашивайте у библиотекаря новинки детской литературы.

* Оформляйте дома вместе с детьми личную библиотеку.
* Читайте ребёнку вслух, читайте по очереди, обсуждайте прочитанное произведение (чтение вслух сближает родителей и детей, помогает расширить словарный запас детей, развить у них умение слушать).

* Используйте метод «прерванного чтения» (прекратите читать книгу на самом интересном месте, и тогда ребёнок с нетерпением будет ждать продолжения рассказа, сказки ..)

* Заведите традицию вместе читать на ночь, в дороге, путешествии, в очереди в детской поликлинике.

* Создайте благоприятные условия для совместного чтения: выберите уютное спокойное место, выделите определенное время.

* Продолжайте читать ребёнку вслух, даже если он научился читать.

* Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями.
 Чтобы организовать работу с плохо читающими детьми дома:
- создайте спокойную, удобную для чтения обстановку;
- в течение дня выделите время для чтения, удобное ребёнку;
- когда ребёнок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения);
- если ребёнку сложно читать самостоятельно, на первых порах читайте ему заданный текст вслух, затем пусть он прочитает его самостоятельно, а Вы поправляйте его;
- проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок;
- отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребёнка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда он будет стараться порадовать Вас своими успехами;
- не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей (особенно его братьев и сестёр) – постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет его неприязнь к более успешным детям.
Чтение — вот лучшее учение! ( Пушкин А. С.)

“Люди перестают мыслить, кода перестают читать”. ( Д. Дидро)

четверг, 19 июля 2018 г.

Шаги против выгорания: учителям и родителям

Педагогам в эмоциональном плане сложно — нет времени восстановиться. Родители тоже выгорают. Особенно, когда постоянно с ребенком, без выходных и отпусков, без бабушек и дедушек…. Руки опускаются, хочется сбежать в тишину, валяться на диване, потом вообще ничего не хочется. Как восстановиться?





Несколько практических шагов, которые помогут уменьшить риск выгорания. 

Выбирайте, что вам больше по душе!

1. Отоспитесь. Оставьте все срочные дела, работа — не волк, в лес не убежит. Она вообще никуда не убежит. Поэтому лучше принять теплый душ, выпить чаю (кофе), взять книгу — и спать. Хоть на два часа дольше, чем обычно. Первый шаг на пути к приливу энергии.

2. Больше кислорода. Проветривайте и проветривайтесь! В классе и дома. Детям тоже нужна свежая атмосфера. Больше прогулок — хоть и коротких, но регулярных. В парк, соседний сквер. Можно с книгой.

3. Внимание себе! Не отказывайтесь от завтрака, от обеда. Наше физическое состояние влияет на эмоции, настроение. Поэтому даже маленькая зарядка дает глоток энергии.

4. Аксессуар! Дети замечают самые незначительные «мелочи»: цвет лака на ногтях, новые часы, сережки, стрижку… В красивых и комфортных вещах самочувствие улучшается! И это всем вокруг передается!

5. Читайте и узнавайте новое, интересное. Читайте сами, чтобы потом поделиться с учениками или дома с ребенком. Даже одна-две страницы — уже результат!

6. Помогайте друг другу. Учитель — учителю, родитель — родителю. Делимся достижениями, обмениваемся впечатлениями, книгами, советами, пирогами — чем-нибудь, что держит в тонусе. Не зря же дети так любят меняться. На работе очень важно ощущать поддержку единомышленников.

7. Думаем позитивно. Мысль — материальна. О чем думаем — то и получаем. Избегайте жалоб, чрезмерной критики чего-либо и кого-либо.

8. Маленькие приятности. Похвалите кого-то, кого давно не хвалили: ребенка или родителя — за то, что они хорошо делают (читают, рисуют, улыбаются). Угостите яблоком или конфетой. Напишите малютку-записку, хоть в картинках — для тех, кто не читает. Самые приятные — мелочи, которых не ждешь.

9. Улыбочка! Даже когда нет настроения. Попробуйте перед зеркалом стоять и совсем не улыбаться — вряд ли получится. Встречаетесь с детьми — обязательно улыбнитесь. И чудо произойдет — они улыбнутся в ответ

10. Экспериментируйте! Сделайте то, чего еще никогда не делали. Новые задания, свежие идеи, конкурсы, игры. Это даст ощущение движения, прогресса. Иногда даже самые обычные для взрослых вещи производят на детей впечатление.

11. Перестановочка! Обновите-поменяйте дизайн пространства. Шары воздушные, цветы, игрушки, книги, фрукты-овощи в вазе, конфеточки-вафельки — все это отлично поднимает настроение! Ароматерапия — детям и взрослым (главное, не перестараться, если есть дети с аллергической реакцией).

12. Экскурсии. Дорога — всегда движение, смысл и мотивация. Отправляемся в ближайший музей/город/театр за новыми эмоциями, знакомствами, переживаниями. Обязательно планируем «выход в свет» — и свет озарит нас!

13. Устраиваем праздники! Душевные встречи запоминаются и детям, и взрослым.

14. Бездельничаем! Эффективнее всего действует пункт 1, а за ним пункт 12. И просто валяние в кровати, без никого и ничего, в тишине и покое + кинопросмотр — желательно комедий — оказывают чудодейственное влияние на организм. Лениться тоже полезно!

среда, 12 апреля 2017 г.

12 апреля - День космонавтики


Попытки объяснить происхождение и развитие небесных тел и их систем предпринимались, начиная с глубокой древности. Сначала возникли мифы о сотворении мира. Затем за дело взялись философы. Одна теоретическая концепция сменяла другую и всё-таки ни одна не могла считаться истинной. А человек продолжал наблюдать за небом и задавать себе вопросы: что же там.
А если заглянуть в книгу «Туманность Андромеды» известного фантаста, учёного-палеонтолога И.Ефремова, можно представить вселенную в художественном представлении.
«Фильтры экранов, щадя человеческие глаза, изменяли цвет и силу лучей любого светила. Оно становилось таким, каким виделось сквозь толстую земную атмосферу с её озонным и водяным защитными экранами. Неописуемый призрачно-фиолетовый свет высокотемпературных светил казался голубым или белел, угрюмые серо-розовые звезды становились весёлыми, золотисто-жёлтыми, наподобие нашего солнца. Здесь горящее победным ярко-алым огнём светило принимало глубокий кровавый тон, в котором земной наблюдатель привык видеть звёзды спектрального класса».

вторник, 28 марта 2017 г.

Тотальный диктант 2017 г.


Фото Вячеслава Теркулова. 

Регистрация на ТД-2017 откроется 28 марта на сайте totaldict.ru. 
Чтобы зарегистрироваться, вам нужно будет зайти на страницу города Челябинска, выбрать подходящую площадку, нажать кнопку «Зарегистрироваться» и следовать инструкциям. Информация о том, на какую площадку вы зарегистрировались, будет доступна в вашем личном кабинете на сайте.

Что даст участие в диктанте?

Это вопрос, на который вы должны ответить сами. Участие в диктанте не принесет вам прибыли и славы. Участие в диктанте — это вызов себе, состязание, в первую очередь, с самим собой. И ваша оценка — это не ярлык, не клеймо, это повод выяснить, над чем стоит работать. Тотальный диктант — это весело, интересно, это возможность убедиться, что не вас одного бросает в дрожь, когда вы видите «девчЁнка» или слышите «позвОнишь». Вы еще раз убедитесь в том, что быть грамотным — это не просто нормально, это нужно и важно для каждого современного человека.

По каким критериям выставляется оценка за диктант?

Оценка за диктант выставляется по следующим критериям:
 Оценка          Количество ошибок: орфографические/пунктуационные
     "5"      0/0      0/1         
     "4"      0/2      0/3      0/4       
       1/0      1/1         1/2      1/3  
       2/0      2/1      2/2    
     "3"      0/5      0/6        0/7       0/8     
       1/4      1/5         1/6         1/7  
       2/3      2/4      2/5      2/6  
       3/0      3/1      3/2         3/3         3/5
       4/0         4/1      4/2      4/2      

Что почитать?

 Книга Ольги Громовой  "Сахарный ребенок" - книга-воспоминание, основанная на реальных событиях, "записанных со слов Стеллы Нудольской", чье детство пришлось на конец 30-х — начало 40-х годов в Советском союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью «врага народа» и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). Но несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. 
САХАРНЫЙ РЕБЕНОК — это  «роман воспитания», история о любви, о том, что такое достоинство и что такое свобода.

Точнее всего о свободе говорит мама Эли:
 «Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».
Книга, несмотря на тяжелые картины (читать равнодушно невозможно), не оставляет мрачного и бессильного послевкусия.

"Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла".

Советую эту книгу к прочтению всем взрослым и подросткам. Равнодушным никто не останется!

понедельник, 30 января 2017 г.

Иосиф Бродский "Похвала скуке"

Некоторые 8-классники увлекаются поэзией Иосифа Бродского.  Хотелось бы познакомить вас с прозой, чтобы вы могли составить свое собственное мнение о поэте и человеке, которым многие восхищаются.

"Похвала скуке" - это текст речи, произнесенный перед выпускниками Дартмутского колледжа в июне 1989 г.

  В эту книгу вошли избранные эссе Иосифа Бродского, написанные поэтом, переводчиком в эмиграции и впервые опубликованные в 1980-1990-х годах. Все они объединены исторической, философской, культурологической тематикой и представлены в блестящих переводах с английского языка.

Эссе́ — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (википедия)

Несколько цитат, которые хочется запомнить:

  • ...главное в жизненной механике - как раз повторение.

  • ... никто так не томим скукой, как богачи, ибо деньги покупают время, а время имеет свойство повторяться.

  • Все, что обнаруживает регулярность, чревато скукой.

  • Что касается бедности, скука - самая жестокая часть ее несчастий...

  • Вы незначительны, потому что вы конечны. 

    • Всегда помните, что в этом мире нет объятий, которые в конце концов не разомкнутся.

    • Я не желаю вам ничего, кроме счастья. Однако будет масса темных и, что еще хуже, унылых часов, рожденных настолько же внешним миром, насколько и вашими собственными умами.

суббота, 12 ноября 2016 г.

Что почитать?

Наринэ Абгарян «Манюня»


Трилогия о "Манюне" - это светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ о девочках-сорванцах, постоянно попадающих в казусные ситуации.



вторник, 13 сентября 2016 г.

Тест на знание русского языка


Это задание вряд ли можно назвать простым, но за двадцать семь вопросов вы сможете не только проверить свое знание родной речи, но и хоть немного поднять себе настроение...

Нажмите на ссылку:

Олимпиада по осмысленному чтению

Открытая олимпиада по осмысленному чтению проходит на олимпийском портале Olymp74.ru
(12.09.2016 - 18.09.2016)
На портале надо зайти в Кубок главы города.

Олимпиады Фоксфорд начинаются!


1 сентября стартовал 4 сезон международной онлайн-олимпиады Фоксфорда.