Кир Булычев (1934 – 2003) -
писатель-фантаст, по книгам которого сняты замечательные фильмы "Через
тернии к звездам", "Москва—Кассиопея", "Отроки во
Вселенной", "Гостья из будущего", "Подземелье ведьм"
и, конечно, мультик "Тайна третьей планеты".
Его фантастика очень человечная, без нагнетания
страха, взрывов, мрачного будущего нашей планеты. Фантастика добрая, умная,
улыбчивая — такая, как и её создатель, серьезный ученый Игорь Всеволодович
Можейко (Кир Булычев - это псевдоним писателя).
7 вещей, предсказанных Киром Булычевым:
1.
Современный скайп. Герои книги «Сто лет тому вперед» переговаривались по
видеомагнитофону.
2.
Электронная газета. В книге про приключения Алисы Булычев описал электронную
газету, которую можно было подобно современным онлайн-версиям изданий загрузить
на специальное устройство и прочесть.
3.
Робот-домохозяйка. В семье Алисы Селезневой робот выполнял функции няньки,
уборщицы и повара одновременно. Сегодня уже никого не удивляют роботы-пылесосы,
которые сами катаются по полу, убирая пыль или намывая полы. Есть и
экспериментальные макеты роботов, еще не вошедшие в массовое производство,
которые способны не только выполнять бытовые операции по распоряжению хозяев,
но даже готовы поддержать разговор с ними.
4.
Самоуправляемые автомобили. В будущем Кира Булычева не было водителей или
таксистов - автомобили и многие другие транспортные средства ездили сами. В
реальности работа над машинами-беспилотниками идет с середины прошлого века.
Самостоятельно паркуются уже многие модели современных автомобилей. Существуют
авто с системой торможения при угрозе наезда или столкновения. А в США
проводятся эксперименты, в ходе которых беспилотный автомобиль курсирует по
улицам небольшого городка.
5.
Автоматы со снеками. В книгах писателя в Москве будущего на остановках можно
было одним нажатием клавиши получить из специального столбика мороженое,
лимонад или бутерброды. Сейчас автоматы со снеками стоят в Москве и других
городах России.
6.
Джамперы. По книге в Москве будущего Коля увидел подростков с пружинами на
ногах. Сейчас это модное развлечение подростков-экстремалов.
7.
5D-кино. В рассказе «Ржавый фельдмаршал» (1968) Булычев описывает фильм с
эффектом присутствия, букетом запахов и термоэффектами. Сегодня кинозалы с
такими спецэффектами - чаще аттракционы. Но 3D-видео уже прочно вошло в нашу
жизнь.
О книгах Булычева
В
своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и
описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов
произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же
героев.
Наиболее известен цикл произведений Кира Булычёва, главная героиня
которого — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса
Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960
году. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник
«Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых
разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже
в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один,
«внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о
приключениях детей XXI века в прошлых временах. В первых произведениях Алиса
была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от
лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из
повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь). Позже повествование стало
вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её
ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей
младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них
нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в
более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности. Сам Булычёв в
интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но
персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным
героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля, и Кир Булычёв периодически снова
возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия», была
закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.
Цикл о
вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил Великий Устюг
Вологодской области). В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество
странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные
нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени
приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных
обстоятельствах оставаться прежде всего людьми. Произведения цикла написаны
очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них
нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл
содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в
разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы. Первый
рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные
работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было три ноги. Рассказ
был написан специально для болгарского журнала. Произведения цикла создавались
в течение почти тридцати пяти лет, начиная с 1967 года. Цикл рождался стихийно,
оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые
уезжают из города навсегда, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На
карте вымышленного города постепенно появлялись новые объекты, и в середине
90-х годов в журнале «Уральский следопыт» появилась карта города Великий Гусляр.
Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы располагаются по пяти
сборникам: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр»,
«Гусляр-2000» и «Господа Гуслярцы». Некоторые рассказы цикла в официальные
сборники не входят.
Традиционная
для советской НФ космическая фантастика, повести и рассказы с различными
сюжетами, повествующие о полётах землян в космос, на другие планеты и об их
приключениях там. Цикл объединяет один общий герой — доктор Владислав Павлыш,
космический врач. Прототипом послужил врач Владислав Павлыш с судна «Сегежа»
(это же название Булычёв дал одному из космических кораблей, на которых летал в
книгах доктор Павлыш), с которым писатель совершил плаванье по Северному
Ледовитому океану. Этот цикл не является, строго говоря, сериалом, он
создавался не «под героя». Просто в написанных в разное время и на разные темы
«космических» произведениях встречается один и тот же человек, причём в одних
произведениях он выступает как главный герой, в других — как рассказчик, в-третьих
— просто как один из многих персонажей. Опубликовано девять произведений, в том
числе и знаменитая повесть «Посёлок», некоторые из них выходили частями и под
разными названиями. Повесть «Тринадцать лет пути» — первое произведение из
цикла о докторе Павлыше.
Андрей
Брюс, агент Космофлота, является персонажем двух произведений — «Агент КФ» и
«Подземелье ведьм». В ходе своих путешествий по делам межпланетного
космического агентства, герой сталкивается с необходимостью проявить настоящее,
неподдельное мужество и решимость. В первом романе Андрей Брюс сталкивается с
заговором на планете Пэ-У, в реалиях которой узнаётся знакомая автору Мьянма.
Второй роман — «Подземелье ведьм» (экранизирован в 1989 году, роль Брюса
исполнил Сергей Жигунов), посвящён последствиям удивительного эксперимента по
ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития
людей, который провели на одной дальней планете неведомые представители
высокоразвитой цивилизации. Произведения, посвящённые Андрею Брюсу, написаны в
жёсткой, достоверной манере, особое внимание в них уделено моральным и
социальным вопросам.
Серия
книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват. Время
действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису
Селезнёву. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате
для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе
начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии —
фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием
преступлений и распутыванием различных загадок. По словам самого писателя, Кора
Орват — это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезнёвой». Вместе с тем
Кора заметно отличается от Алисы характером, в частности, мещанскими суждениями.
В поздних произведениях Кора и Алиса иногда пересекаются. Цикл также
пересекается с циклом о Великом Гусляре.
Серия
из трёх книг: «Старый год», «Вид на битву с высоты», «Операция „Гадюка“», в
которых описываются приключения героев в некоем параллельном, «теневом» мире,
существующем бок о бок с нашим, обычным. Этот мир очень похож на наш, но
практически безлюден. При определённых обстоятельствах люди отсюда могут
попадать туда и жить там. Кто-то просто живёт, а кто-то тут же находит способ
превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды
власти. Герои, общие с циклом «Институт экспертизы», пытаются исследовать этот
мир. Главный герой Георгий Алексеевич (Гарик) Гагарин — археолог, по
происхождению инопланетянин-подкидыш — найденный 12 апреля в лесу.
Изначально
серия из четырех романов: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из
Трапезунда», «Покушение». В цикл также входят романы «Заповедник для
академиков», «Младенец Фрей» и несколько детективных романов и повестей,
написанных отдельно. В цикле, выдержанном в жанре альтернативной истории,
рассмотрены возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои
цикла — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность
путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями таких
событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после
революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка ядерного оружия в СССР в
1939 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в
1990-х годах. («Младенец Фрей»). К циклу примыкает несколько детективных,
нефантастических романов: «Усни, красавица», «Таких не убивают» «Дом в
Лондоне».
Повесть
«Журавль в руках» (1976) описывает жизнь параллельного мира, где идёт затяжная
феодальная война, в которую вмешиваются люди, живущие в нашем мире.
В
повести «Похищение чародея» (1979) группа пришельцев из будущего, проникшая в
наше время, пытается спасти и вывезти к себе в будущее выдающегося учёного,
жившего за 700 лет до нашего времени, который неминуемо погибнет в далёком
Средневековье. Свидетелем и участником их работы становится случайно
оказавшаяся в центре событий современная (время действия и реалии соответствуют
моменту написания повести) советская девушка Анна. В повести вопрос о «гении и
злодействе» встаёт в самой острой форме. Повесть характерна ещё одной
особенностью: в ней впервые опубликован текст, который позже выходил отдельно
под названием «Поминальник XX века». В нём перечислены вымышленные автором
гении, с раннего детства якобы проявившие совершенно выдающиеся способности к
искусству, наукам, в том числе самостоятельно повторявшие, часто в совершенно
неподходящем окружении, величайшие научные теории, но не ставшие известными по
причине их гибели, как правило, насильственной, в детском или юношеском
возрасте. «Поминальник XX века» — символ хрупкости таланта и гениальности.
Повесть дважды экранизирована.
Повесть
«Чужая память» (1981) рассказывает о сложных нравственных конфликтах, началом
которых послужил эксперимент советского учёного Ржевского, создавшего своего
клона. Более молодой клон начинает разбираться в делах оригинала двадцатилетней
давности.
«Город
наверху» (1986), роман, посвящённый приключениям группы археологов на мёртвой
планете, на которой, оказывается, после разрушительной войны остатки населения
продолжают жить в огромном подземном городе. В романе описана трагедия жителей
подземного города, которым правит военно-промышленная олигархия. Сюжет
подземных путешествий неоднократно использовался Булычёвым в таких
произведениях как «Нужна свободная планета», «Подземная лодка», «Убежище» и
«Любимец».
Повесть
«Смерть этажом ниже» (1989) описывает экологическую катастрофу в небольшом
провинциальном советском городе, которую руководство города всячески старается
скрыть. Действие происходит в эпоху перестройки. Автор посвящает много страниц
анализу конформизма и диссидентства той эпохи.
Роман
«Тайна Урулгана» (1991), написанный в стиле «ретро», посвящён удивительным и
страшным событиям, начавшимся с того, что одна молодая англичанка приезжает в
дореволюционную Сибирь для поисков отца-исследователя Арктики, пропавшего без
вести. Путешественники, продвигаясь по Лене, прибывают на место падения
Урулганского метеорита, оказавшегося инопланетным кораблём с замороженным
пришельцем внутри.
Роман
«Любимец» (1993), действие в котором происходит через сто лет после завоевания
Земли пришельцами-негуманоидами (огромными рептилиями), посвящён сложным и,
порой, неоднозначным отношениям, сложившимся у остатков землян с захватчиками:
люди становятся домашними любимцами (яркая аналогия на отношения человека и
собаки), их выгуливают на поводке, спаривают для получения потомства и даже
устраивают настоящие бои. Но всё ещё есть сопротивление, намеревающееся скинуть
инопланетный гнёт.
Роман
«Убежище». Первый роман намечавшегося цикла, этакий ответ Гарри Поттеру, однако
смерть писателя оставила сериал незаконченным, а сам роман «Убежище» вышел в
2004 году, когда Булычёва уже не было в живых. В романе мальчику Севе предстоит
спасти волшебный народ, состоящий из персонажей сказок. Волшебному народу нет
места в нашем мире, и они намерены построить убежище под землёй, Севе предстоит
разведать место под будущее поселение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий