вторник, 10 февраля 2015 г.

10 февраля – День памяти Пушкина

В этот день его смерти уместно вспомнить его завет:
        Ах! Ведает мой добрый гений,
        Что предпочел бы я скорей
        Бессмертию души моей
        Бессмертие своих творений.
Многие строки нашего великого поэта стали крылатыми словами. Они как бы взлетели с пушкинских страниц и стали общеизвестными и общеупотребительными, как пословицы и поговорки. Люди произносят крылатые выражения, даже не задумываясь – откуда эти слова. Давайте в этот день вспомним некоторые из них.
А счастье было так возможно, так близко!
Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей.
Быть славным - хорошо, Спокойным - лучше вдвое.
В начале жизни школу помню я.
В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань
В очах людей читаю я страницы злобы и порока.
Властитель дум
Что было, то не будет вновь.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже!
Всё куплю, - сказало злато;
Всё возьму, - сказал булат.
Всё мгновенно, всё пройдёт; что пройдёт, то будет мило.
Гений и злодейство - две вещи несовместные.
Гений чистой красоты.
Глаголом жги сердца людей.
Глубокие воды плавно текут, премудрые люди тихо живут.
Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? 
Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно.
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой!
Добру и злу внимая равнодушно.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Если жизнь тебя обманет, 
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Его пример другим наука.
Есть время для любви,
Для мудрости - другое.
Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю.
Ещё одно последнее сказанье, и летопись окончена моя.
Жизни мышья беготня.
Здравствуй, племя младое, незнакомое!
И жизнь, и слёзы, и любовь.
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман.
К беде неопытность ведет.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Любви все возрасты покорны.
Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман.
Мечтам и годам нет возврата.
Молодость - величайший чародей.
Мороз и солнце, день чудесный.
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Мы все ленивы и нелюбопытны.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь!
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Над вымыслом слезами обольюсь.
Народ безмолвствует.
Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума…
Не мудрствуя лукаво.
Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом.
Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.
Не ужинать - святой закон,
Кому всего дороже легкий сон.
Нет правды на земле, но правды нет и выше.
Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана.
Но я, любя, был глуп и нем.
О, Сколько нам открытий чудных 
Готовят просвещенья дух 
И опыт, сын ошибок трудных, 
И гений, парадоксов друг, 
И случай, бог изобретатель.
Окно в Европу.
Он чином от ума избавлен.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
Охота к перемене мест.
Печаль моя светла.
Пир во время чумы
Поверять алгеброй гармонию.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
Разбитое корыто.
Россия вспрянет ото сна…
С корабля на бал.
Сказка - ложь, да в ней намек.
Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа.
Скупой рыцарь.
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
Слова поэта суть уже его дела.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво.
Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце.
Счастливый человек, для жизни ты живешь!
Там русский дух, там Русью пахнет.
Трусоват был Ваня бедный.
Тьмы низких истин мне дороже 
Нас возвышающий обман.
Унылая пора! Очей очарованье!
Ужасный век! Ужасные сердца!
Учись, мой сын! Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Учитесь властвовать собою.
Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца.
Чем меньше женщину мы любим, 
Тем легче нравимся мы ей 
И тем ее вернее губим 
Средь обольстительных сетей.
Чтение - вот лучшее учение!
Что было, то не будет вновь.
Что день грядущий мне готовит?
Что-то слышится родное.
Чувство выздоровления - одно из самых сладостных.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Я конечно, презираю Отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
Я помню чудное мгновенье.
А какие строки из произведений Пушкина помните и любите вы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий